Отдел образования, спорта и туризма Наровлянского райисполкома

C 1 января 2013 года заработал новый портал педагогической прессы "Настаўніцкай газеты".
http://www.ng-press.by

Туристические объекты

Дуб и сосна

Издревле славяне поклонялись всему необычному, что привлекало их взгляд при  мирном столкновении с окружающим миром. В древности могучий дуб почитался как символ бога Перуна, а сосна являла собой символическое воплощение богини плодородия Мокоши. Необычное сплетение деревьев между собой символизировало единение неба и земли. Почитание подобного природного чуда сулило плодородие, а значит богатство и процветание.

Будто слившиеся в объятиях, неразлучные вот уже несколько десятков лет, растут, тесно прижавшись друг к другу, дуб и сосна. Этот памятник природы  расположен в   лесном массиве вдоль дороги «Наровля-Киров».

 

Партизанская стоянка

 

На территории Гомельщины сохранилось только две такие стоянки.
Основной базой Наровлянского подпольного районного комитета КП (б) и 27-й Наровлянской бригады был остров среди болот в Мохоедовских лесах размером 1000 на 500 метров, под названием «Попов остров».Остров расположен в 6 км на запад от деревни Хильчиха, в 7 км на восток от деревни Лубень, в 2 км от болотистой речушки Желонь, протекавшей южнее от острова. Севернее урочища «Попов остров» располагался хутор Саи. Место было труднодоступным: весной и осенью, дождливым летом попасть на остров без проводника было практически невозможно.Партизанская бригада в декабре 1942 году уничтожила полицейские гарнизоны в  деревне Мохоеды, Белобережная Рудня, Дерновичи, проводила диверсионно -подрывную работу на железной дороге Ельск-Мозырь, Ельск-Овруч, шоссейных дорогах, разгромила полицейские гарнизоны в н.п. Наровлянского района и самой Наровле.В связи с  мелиорацией названное урочище стало более доступным для посещения.На территории острова сохранен старинный лес.В настоящее время проведена реконструкция партизанской стоянки, восстановлены мост через ручей, три партизанские землянки, колодец, частично восстановлена линия обороны. Обустроены места для отдыха посетителей, оборудована площадка для стоянки автотранспорта, проложены пешеходные дорожки. На месте базирования бригады установлена стела, выкрашенная в серебристый цвет. У основания стелы положены гранитные плиты с наименованиями отрядов, фамилии и имена командиров, комиссаров и начальников штабов отрядов и бригад.

 

   

 

 Церковь Святой Параскевы Пятницы

Параскева Пятница - прообраз языческой богини Мокоши, она являлась и является заступницей женщин, семьи, опекает женское рукоделие.

Каменная церковь Святой Параскевы в деревне Вербовичи появилась спустя 6 лет  на месте сгоревшей в апреле 1847 деревянной приходской церкви на средства местного вотчинного владельца Николая Борозина.

В архитектурном плане церковь представляет собой крестоподобное строение со скатной многокровельной крышей. Является памятником архитектуры эпохи барокко, который внесен в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь.

Альтанка

На живописном берегу Припяти в парке пейзажного типа в усадьбе Наровлянских помещиков Горваттов расположен символ города – альтанка. Это беседка представляет собой трехъярусное сооружение, выполненное в стиле ампир. Каждый ярус имеет свое особое решение: нижний - наиболее массивный, второй – сквозной с четырьмя арочными проемами и верхний ярус, завершенный куполом с декоративной вазой.

Наиболее распространенное и зафиксированное во многих источниках мнение, что альтанка выполняла роль маяка. Даниэль Горватт был не только крупным землевладельцем, промышленником, но и успешным торговцем рыбой.  Поэтому для ориентировки купцов – торговцев рыбой, приплывавших речным путем,   и была построена альтанка-маяк.

Однако следует иметь в виду и следующий факт: расположение альтанки рядом  с фамильным  склепом, смытом в 1979 году наводнением, могло нести в себе лишь декоративно-символическую функцию. К тому же, ярусы альтанки не имели лестничной связи, что также является  свидетельством ее чисто декоративного предназначения. Внутри беседки находилась фигурная композиция «Страсти Господни» - Иисус Христос, несущий крест.  В 20-е годы во времена атеистических взглядов на религию композицию убрали.

Буслова могила

Пожалуй, для каждого историка известно утверждение, что прародиной восточных славян считается долина реки Припять. Именно отсюда началась их расселение на другие территории. Но всё дело в том, что река Припять имеет протяженность в несколько сот километров  и логичен вопрос: где именно поселились славянские племена?  По всей длине Припяти  (что весьма сомнительно) или же где-то находились очаги славянской цивилизации? И что конкретно могло выполнять функции «очага» – места, которое объединяло близлежащие поселения славян? Необходимость в таких местах диктовалась жизнью, ведь возникала нужда в защите от тех, кто здесь жил раньше, до прихода славян и, понятно, что  у них была потребность в месте для совершения культовых  жертвоприношений.  А если так, то тогда есть ли на территории Наровлянского района следы мест пребывания первых славян? Ведь наш  район занимает значительную часть правобережья долины Припяти.

 Письменные источники, связанные с историей первых славян весьма скудны. Так историк Иордан сообщает, что в IV веке готы потерпели поражение от славянского  племени антов. Но им хитростью удалось захватить их вождя Божа вместе с сыновьями и старейшинами. Готы распяли их для устрашения других славян.

Ещё одно свидетельство о первых славянах  сохранил автор «Слова о полку Игореве».

Девы готские у края
Моря синего живут
Русским золотом играя
Время Бусово поют.

Из этих двух документальных свидетельств можно сделать вывод, что IV век, «время Бусово», а большинство историков сходятся во мнении, что Бож из «Истории о  деяниях гетов» Иордана и Бус из «Слова о полку  Игореве» один и тот же исторический персонаж, был для славян часом тяжких испытаний. Когда в противостоянии с  самым грозным на тот час врагом, готами, державшими в страхе Римскую империю, решалась и славянская судьба.

На территории нашего района на старом шляху от Наровли до Мозыря, в полутора километрах от деревни Заракитное есть урочище «Буслова могила». Это курганный могильник, а на вопрос «Кто такой Бусел?», местные жители отвечают: «Бусел – ето генерал таки був, а кали ён був, дак и мы не знаем и деды нашы не знали. У етаго Бусла, гаворать, була залатая шабля и залатые пагоны”. Или другой вариант: “Бусел ето у шведскую войну, ти то якую, палковник таки був. Тут  ён и яго салдаты пахароненые лежать”. Можно ещё приводить примеры, но смысл их один – эти курганы народная память связывает с Буслом. А созвучие имён Бусел – Бус, да и тип захоронений – курган – наводит на мысль, что, скорее всего, здесь речь идет, конечно, не  о шведской войне, а о “времени Бусовом”. Причём Бусел во всех народных интерпретациях человек военный. Вот и одаривают его люди воинскими званиями и некоторым количеством золота – “…там золото раз в десять лет выходит, обмывается и, если знать як яго узять, то можно и богатым стать”. Надо сказать, что “рыцари удачи” среди местных жителей находились, даже наш помещик Горватт проводил свои там раскопки. Понятно, что если первые, кроме кровавых мозолей на собственных руках, ничего не находили (“каму тыя чарапки трэба?”), то что там нашли люди Горватта – трудно сказать – всё-таки он, конечно, имел представление о том, что может находиться в курганах.

Ворошиловская дорога

В 1926 году началось строительство дороги, тянувшейся от Алесксандровки до Довлядов, и моста через Припять до Довлядов. На волах из Овруча возили камень, из которого укладывали брусчатую дорогу, которая получила название ворошиловской. НКВД стремился оградить стройку от посторонних глаз. Наровлянский район становился пограничной зоной, и в 1936 году его жителям были выданы паспорта со специальными штампами и печатями НКВД.

Причины такого рода секретности нужно искать в истории 1921 года, когда в Риге был подписан мирный договор между Советской Россией и Польшей. Территория Белоруссии была разделена. Сталин, придя к власти, отдает приказ о создании вдоль всей западной границы, от Черного до Балтийского моря системы укрепленных районов, получившей название «Линия Сталина». Строительство такого укрепленного района началось и на Полесье на территории Лельчицкого, Мозырского и Наровлянского районов. Для быстрой переброски войск с Севера на Юг была построена дорога.

В районе д. Довляды для охраны дороги и моста были размещены три воинские части. К самим дотам (долговременным огневым точкам) вообще никого не подпускали, даже жители окрестных деревень лишь догадывались, что там находится.

Весной 1940 года неизвестно кем был отдан приказ уничтожить укрепленный район. На совесть сделанные прочные доты лишь частично разрушились, выдержав взрывы. В 1941 году Красной Армии укрепленный район не понадобился. Мост в Довлядах наши солдаты, отступая, сожгли. А в 1944 году немцы создали там полосу обороны, и наши войска пять дней штурмовали полуразрушенные укрепления.

Хорошо сохранившаяся ворошиловская дорога, развалины дотов да торчащие из воды сваи моста – вот  все, что осталось от некогда грандиозного фортификационного сооружения «Линия Сталина».

Дворцово-парковый ансамбль Х1Хв.

Первое упоминание города Наровли относится к 1682году.

С этого времени землями Наровлянщины владели Сильверс фон Гольсты, Аскерки.

В первой половине Х1Х в.Наровлю приобретают Горватты, которые налаживают основы экономического и культурного процветания местечка.

В 1850г. Даниель Горват на живописном берегу реки Припять заложил парк и построил усадебный дом с римско-католической каплицей, фонтаном, альтанкой и хозяйственными постройками. Автором проекта был известный архитектор, живописец и меценат Тадеуш Растворовский. В усадьбе размещалась богатейшая библиотека, уникальный музей природы Полесья, коллекции картин Я.Суходольского и А.Дамеля, ценности мастерской Хопина, нумизматический  кабинет. Весь дом украшала уникальная мебель.

 

         

После революции в нем располагалась первая русскоязычная школа и школа-интернат, администрация отдела культуры. Дворец посещали известные государственные деятели науки, культуры и искусства - П.Машеров, Д.Шостакович, А.Пахмутова, М.Шуфутинский и др.

Он внесен в Государственный Список историко-культурного наследия Республики Беларусь.

Этнографический музей (здание XIX века)


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Туристические объекты
Соседние подразделы:
Альбом туристической индустрии района
Отдых и рыбалка
Гостиничный комплекс
Туристические маршруты
Пункты общественного питания
Полезная информация

Контакты

roonarovlya@mail.ru; inspektora2011@mail.ru; rumk-nrv@mail.ru

247800 ул. Ленина, 5 г.Наровля, Гомельской области
Открыть контакты

ГОИРО

«Институт пограничной службы Республики Беларусь»

Безопасный Интернет

МГПУ им.И.П.Шамякина

БРПО